Шардаков, Михаил Николаевич
Михаил Николаевич Шардаков | |
Дата рождения: | 4 января 1895 г. |
Место рождения: | п.Очерского завода Пермской губернии |
Умер(ла): | 19 марта 1961 г. в Ленинграде |
Михаил Николаевич Шарадаков родился 4(16) января (сам он отмечал свой день рождения 17 января, видимо вследствие неточного перевода старого стиля в новый) 1895 г. в посёлке Очерского завода Оханского уезда Пермской губернии (ныне Очерского района Пермской области) в семье рабочего.
Содержание
Окончил земскую школу, затем в 1911 г. окончил четырёхклассное городское училище в Очерском заводе, выдержал сокращённое испытание на звание начального учителя в Очерской заводской земской начальной школе и с сентября 1911 г. по май 1915 г. работал народным учителем в этой школе. В июне 1915 г. он был призван в армию, служил рядовым запасного батальона в Уфе, с сентября 1917 г. — юнкером в Иркутском военно-политическом училище. Во время революционного переворота в Иркутске М.Н. Шардаков перешёл на сторону ревкома и ушёл из училища в один из полков Иркутска.
После демобилизации в декабре 1917 г. М.Н. Шардаков с января 1918 г. вновь работал учителем Очерской заводской школы I ступени и одновременно в январе — мае 1918 г. был товарищем председателя Очерского совета рабочих депутатов, в июне 1918 г. — феврале 1919 г. заведовал Очерским отделом народного образования. После занятия Урала Колчаком, в марте 1919 г. вступил в Красную Армию, служил школьным инструктором в Вятском губвоенкомате, с июля 1919 г. заведовал районным отделом народного образования в Очерском заводе, с декабря 1919 г. служил лектором, преподавателем в политотделе Оханского военкомата Пермской губернии. После демобилизации, с июня 1921 г. по декабрь 1923 г. М.Н. Шардаков заведовал Оханским уездным отделом народного образования Пермской губернии, с января 1924 г. заведовал Пермским окружным отделом народного образования.
В сентябре 1924 г. М.Н. Шардаков поступил на общественно-экономическое отделение педагогического факультета Пермского государственного университета; одновременно с учёбой, работал преподавателем обществоведения и заведовал школой-семилеткой детских домов № 10 г. Перми. Во время учёбы в университете М.Н. Шардаков вёл научно-исследовательскую работу в области методики преподавания обществоведения и истории.
Постепенно научные интересы М.Н. Шардакова стали перемещаться в область психологии, и по окончании института в октябре 1927 г., получив с пециальность учителя истории и обществоведения средней школы, он поступил в аспирантуру кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена. В сентябре 1930 г.
М.Н. Шардаков окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию по психологии и в ноябре 1930 г. был утверждён наркоматом просвещения РСФСР в учёном звании доцента. По итогам диссертационного исследования им была опубликована книга "Обществоведческое мышление школьника" (1931). В 1938 г. он вторично защитил кандидатскую диссертацию по педагогике и получил учёную степень кандидата наук.
С сентября 1930 г. М.Н. Шардаков работал на кафедре психологии Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Терпена преподавателем, доцентом, профессором. По совместительству он акже работал профессором кафедры психологии Ленинградского педагогического института иностранных языков.
С сентября 1936 г. М.Н. Шардаков также заведовал научно-исследовательским отделом института и был помощником директора института по научно-исследовательской работе.
В центре научных интересов М.Н. Шардакова были проблемы психо логии обучения. По этой тематике он опубликовал ряд статей в журналах и сборниках. М.Н. Шардаков занимался и переживавшей расцвет те годы педологией. Так, он выступил против педологических представлений учёных из Детского обследовательного института Ленинградско психоневрологической академии, и, в частности, против установок ректора этого института профессора А.С. Грибоедова. М.Н. Шардаков возражал против дифференциации учащихся по группам на основе различия их умственного уровня, поскольку в этом случае основным контингентом вспомогательных школ и слабых классов нормальных школ окажутся дети рабочих и малообеспеченных родителей, а контингент сильных классов нормальных школ и школ для высокоодарённых составят дети служащих и интеллигенции. Он обратил внимание на то, что коэффициент интеллекта может меняться в ходе развития и обучения ребёнка в школе, а также на несовершенство имеющихся методик определения умственного уровня детей, и, в целом, на неспособность тестовым методом определять одарённость и умственные способности. Школы же для отстающих должны, по мнению М.Н. Шардакова, быть организованы по типу санаториев, с дополнительным бесплатным питанием, мероприятиями по оздоровлению детского организма и отличным от нормальных школ распорядком. Вывод, который делал М.Н. Шардаков: пониженная одарённость детей есть следствие неблагоприятной среды. В 1931 г. под его редакцией и при его авторском участии был издан учебник "Пе- дология для педагогических техникумов (1931). Учебник этот получил отрицательные рецензии [1], после чего был переработан и вышел вторым изданием (1932).
В мае 1940 г. М.Н. Шардаков защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора педагогических наук на тему "Усвоение и сохранение в обучении". Основной целью диссертации было изучить связь теории психологического развития с практикой обучения. М.Н. Шардаковым были разработаны вопросы рациональной организации повторения учебного материала, освещена проблема упражнения в учении, раскрыты особенности овладения навыками умственной работы. В октябре 1940 г. М.Н. Шар- дакову было присвоено учёное звание профессора. Учёная степень и учёное звание М.Н. Шардакова были утверждены ВАК 10 апреля 1943.
В феврале 1942 г. М.Н. Шардаков эвакуировался из блокадного Ленинграда. 31 марта 1942 г. он был назначен директором Калининского государственного педагогического института имени М.И. Калинина и 1 апреля приступил к своим обязанностям. Он провёл большую работу по возрождению института. В 1942 — 1943 гг. два главных здания института были полностью восстановлены. Увеличилось число студентов с 275 человек на 1 марта 1942 г. до 998 человек на 1 ноября 1943 г. На 100 мест были расширены общежития института. Силами студентов и преподавателей было проведено около 500 посещений госпиталей города, 10 выступлений художественной самодеятельности. О проделанной работе по возрождению института М.Н. Шардаков рассказал в статье в журнале "Советская педагогика (в соавторстве с МЛ. Невским). Одновременно с работой в должности директора, М Н. Шардаков заведовал кафедрой педагогики. Директором КГПИ М.Н. Шардаков работал до 15 февраля 1945 г.
В марте 1945 г. М.Н. Шардаков вернулся в Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена, где до конца жизни работал профессором кафедры психологии, а в 1945 — 1960 гг. заведовал этой кафедрой. Экспериментальные исследования, проведённые М.Н. Шардаковым и его сотрудниками по вопросам развития мышления школьника, представлены в четырёх выпусках "Ученых записок Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена", опубликованных под редакцией М.Н. Шардакова: "Усвоение и сохранение в обучении", "Психология мышления", "Мышление школьника", "Мышление детей" [2]. В этих сборниках даётся характеристика развития форм мышления, развития понимания различных связей и отношений, процесса формирования понятий, раскрывается соотношение образного и понятийного в мышлении школьника.
В книгах "Очерки психологии учения" (1951), "Очерки психологии школьника" (1955), а также в посмертно изданной книге "Мышление школьника" (1963) М.Н. Шардаков обобщил свои многолетние исследования по вопросам педагогической психологии. Первая из этих книг была переведена на болгарский язык и издана в 1953 г. в Софии. Вторая была переведена на польский язык и издана в 1959 г. в Варшаве, также была переведена и издана в Китае и Японии. Рецензия на эту книгу 3. Паршиной, опубликованная в журнале "Народное образование" [3], имела характерное название: "Полезная для учителя книга".
Много сил М.Н. Шардаков отдавал подготовке научных кадров. Под его руководством успешно закончили аспирантуру 12 человек. Авторитет М.Н. Шардакова был признан в психологическом научном сообществе. Он избирался членом Центрального совета Психологического общества и членом президиума Ленинградского отделения этого общества. М.Н. Шардаков был награждён медалями "За оборону Ленинграда", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.", "В память 250-летия Ленинграда".
Умер Михаил Николаевич Шардаков 19 марта 1961 г. в Ленинграде.
Примечания
- Против извращений в педологических учебниках / / Педология. 1931. № 7 - 8. С. 41-44; Ананьев Б.Г., Варшавская О.Н., Кашкадамов В.П., Серебренников А.П., Шнирман А.Л. Против вульгарщины и эклектизма в учебно-педагогической литературе / / На фронте коммунистического просвещения. 1931. № 8. С. 39-46.
- Учёные записки Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена. Т. 36. Л„ 1940. Т. 65. Л., 1948. Т. 96. Л., 1954. Т. 159. Л., 1958.
- Паршина 3. Полезная для учителя книга / / Народное образование. 1956. № 11. С 68-70.