Никольский, Николай Дмитриевич
Николай Дмитриевич Никольский | |
Дата рождения: | 30 января 1873 |
Место рождения: | г. Жиздра Калужской губернии |
Умер(ла): | {{{dateofdeath}}} |
Николай Дмитриевич Никольский родился 30 января (11 февраля) 1873 г. в г. Жиздре Калужской губернии в семье жиздринского соборного священника.
С 1882 г. по 1890 г. Н.Д. Никольский учился в Калужской гимназии. В 1890 г. он поступил на словесное отделение историко-филологического факультета Московского университета. С 1 июля 1891 г. по 1 июля 1892 г. получал стипендию министерства народного просвещения, за что обязан был, после окончания университета, прослужить 1 год 6 месяцев в должности учителя. При окончании университета Н.Д. Никольский подготовил под руководством профессора М.И. Соколова кандидатские работы — в 1893 г. "О начале русского искусственного стихотворства", и 1894 г. — перевод трагедии Еврипида "Ипполит" с лингвистическим комментарием. Н.Д. Никольский окончил университет в мае 1894 г. с дипломом первой степени, дающим степень кандидата и был оставлен на кафедре русской словесности для подготовки к профессорскому званию, но по семейным обстоятельствам вынужден был поступить на службу.
С 1894 г. Н.Д. Никольский работал сверхштатным преподавателем русского языка в Московском учительском институте, а с сентября 1896 г. был утверждён в должности преподавателя; руководил занятиями по русскому языку слушателей городского училища при институте. С сентября 1897 г. он служил наставником по русскому языку и, по совместительству, библиотекарем и секретарём совета в Алфёровской учительской семинарии Смоленской губернии. "Там я, - вспоминал Н.Д. Никольский, - накопил первоначальный запас методического опыта, пополняя его личной связью с опытными педагогами Новоторжской [1] учительской семинарии и поездкой по лучшим школам Смоленской губернии" [2]. В 1903 г. по собственной инициативе и на свой счёт он объехал училища Смоленской губернии с целью ознакомления со способами методики преподавания русского языка. В 1903 г. Н.Д. Никольский был руководителем по методике преподавания русского языка на учительских курсах в г. Новосили Тульской губернии, а в 1904 г. — в г. Белёве той же губернии. С августа 1904 г. Н.Д. Никольский был инспектором дирекции народных училищ по IV району Рязанской губернии (города Ряжск и Сапожок) и, одновременно, с августа 1905 г. председателем совета постоянных педагогических курсов при Сапожокской женской прогимназии. Он добивался изменения устава курсов в сторону более практического, жизненного направления деятельности. С сентября 1907 г. Н.Д. Никольский являлся директором Новинской (в последствии Угличской) учительской семинарии Ярославской губернии,
преподавал в этой семинарии педагогику и, в течение одного учебного года, методику русского языка. При его директорстве семинария была преобразована в четырёхклассную, и был значительно расширен приём учащихся. В июле 1911 г. Н.Д. Никольский организовал Нижегородский учительский институт и стал его директором; преподавал в институте языковедение, теорию и психологию творчества, педагогику и, в течение одного учебного года, русский язык. Также он состоял членом Нижегородской учёной архивной комиссии; в 1912 г. в Нижнем Новгороде был председателем совета женской прогимназии г-жи Аллендорф, которую преобразовал в гимназию; в 1913 г. являлся руководителем по русскому языку на учительских курсах в Нижнем Новгороде. В Нижнем Новгороде Н.Д. Никольский работал в тяжёлой обстановке под давлением реакционного губернатора А.Н. Хвостова и, вследствие этого, хлопотал о переводе в другую губернию.
С августа 1913 г. по июль 1917 г. Н.Д. Никольский служил директором народных училищ Тверской губернии; имел чин статского советника. Он являлся также председателем педагогического совета учительской школы П.П. Максимовича и земских постоянных педагогических курсов, членом Тверской учёной архивной комиссии, губернского училищного совета, епархиального училищного совета. С 1915 г. он был членом учёного бюро при министерстве народного просвещения, участвовал в совещаниях по вопросам учебных планов и программ работы педагогических учебных заведений и программ школ. Масштабной была его организационно-педагогическая деятельность. В 1914 и 1915 гг. он был руководителем по русскому языку и педагогической психологии на учительских курсах в Москве; в 1915 г. организовал в Твери курсы для учителей высших начальных училищ; в июне 1916 г. организовал и заведовал в Твери курсами для учителей двухклассных училищ и по внешкольному образованию; в августе 1916 г. читал в Твери лекции по педагогической психологии для кандидатов на учительскую должность.
Н.Д. Никольский был инициатором создания в Твери высшего педагогического учебного заведения. В 1916 г. он начал хлопотать об этом, и в 1917 г. участвовал в депутации к министру народного просвещения А.А. Мануйлову по этому вопросу. Следствием этого стало распоряжение министра народного просвещения от 17 июня 1917 г. о создании Тверского педагогического института. Н.Д. Никольский стал с 1 июля 1917 г. его директором, а 19 марта 1918 г. был избран председателем совета. После реорганизации учительского института 16 сентября 1919 г. в институт народного образования, Н.Д. Никольский возглавлял как председатель совета это учебное заведение. С образованием 15 июля 1921 г. Тверского педагогического института он был 22 сентября 1921 г. избран председателем совета института, а 29 сентября 1922 г. — избран и затем переизбирался его ректором. В институте Н.Д. Никольский преподавал методику русского языка и языковедение, историю языкознания; состоял заведующим кафедрой методики преподавания русского языка и литературы. Под его редакцией было издано пять выпусков "Известий Тверского педагогического института": выпуски 1-й (1926), 2-й (1926), 3-й (1927), 4-й (1928), 5-й (1929). Также он преподавал русский язык и литературу в совпартшколе, в железнодорожной школе I I ступени, в опытно-показательной школе, на педрабфаке — с момента его открытия в 1922 г. и по 1927 г. 9 ноября 1925 г. Н.Д. Никольский был утверждён Государственным учёным советом в должности исполняющего обязанности профессора.
Продолжалась и многогранная учебно-организаторская деятельность Н.Д. Никольского. Он организовывал губернские, городские и уездные учительские курсы и руководил ими. В 1919 г. он руководил съездом учителей бывших учительских семинарий губернии; в декабре 1920 г. — марте 1921 г. выезжал по командировке наркомата просвещения РСФСР в Симферополь и Феодосию для организации педагогических учебных заведений и курсов; в 1921 г. руководил учительскими курсами в Волоколамске, с мая 1920 г. по 1922 г. заведовал тверскими годичными курсами по подготовке учителей для школ I I ступени; в 1923 г. заведовал летними тверскими губернскими курсами по переподготовке учителей для школ I I ступени, в 1925 г. преподавал русский язык на тверских курсах по подготовке руководителей школ крестьянской молодёжи. 3 — 9 августа 1930 г. он выезжал в Ленинград для участия в I Всесоюзной педагогической выставке, где знакомился с работой методических кабинетов, ведением непрерывной производственной практики и способами учёта работы профессуры и студенчества в ЛГПИ имени А.И. Герцена.
В декабре 1918 г. — сентябре 1919 г. Н.Д. Никольский заведовал в тверском губоно подотделами подготовки учителей и статистическим, а затем — литературно-издательским; в качестве члена методического бюро по повышению квалификации педагогов при тверском губоно он принимал участие в составлении программ преподавания русского языка в школах; руководил методическими семинарами, работал на ряде курсов по ликвидации неграмотности (в Вышнем Волочке и во Ржеве), был председателем месткома профсоюза научных работников. В декабре 1921 г. — декабре 1922 г. Н.Д. Никольский состоял членом Тверского горсовета.
Несмотря на большую административную и педагогическую нагрузку, Н.Д. Никольский продолжал научную и методическую исследовательскую работу. В ряде статей Н.Д. Никольский популяризировал филологические, педагогические и краеведческие знания. Им был опубликован ряд книг по грамматике и правописанию для школ I ступени. Его книга "Родные слова" (написанная в соавторстве с В.М. Чистяковым) была встречена рецензией А. Зарецкого в харьковском журнале "Путь просвещения" [3]. Знания по методике русского языка Н.Д. Никольский популяризировал в сданной в издательство ЦК профсоюза работников транспорта брошюре "Программы по русскому языку для школ I ступени транспорта" и статье "Уроки по русскому языку (1 — 10 классы)" в бюллетене ВЦСПС "В помощь профграмоте". Он подготовил работу "Начинающему словеснику: основные программные указания, библиография и методические советы по русскому языку и литературе".