Пичугин,Александр Александрович

Материал из Энциклопедия ТвГУ
Версия от 18:53, 28 октября 2015; Arm.Is (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Александр Александрович Пичугин
Александр Александрович
Дата рождения: 21 августа 1886 г.
Место рождения: с. Егорьевское Томской губернии
Умер(ла): 1 января 1946 г. в Калинине

Александр Александрович Пичугин родился 21 августа (2 сентября) 1886 г. в селе Егорьевское Маслянинской волости Черепановского уезда Томской губернии (ныне Маслянинского района Новосибирской области).

Биография

Отец его, как и другие крестьяне этой местности, работал на казённых золотых приисках в качестве забойщика, промывальщика и пр.; в семье было 13 детей. С восьми лет А.А. Пичугин начал принимать участие в сенокосе — возил копны, а также работал по найму на пасеке носильщиком рамок, зарабатывал за лето от 5 до 10 рублей.

В 1895 г. А.А. Пичугин был отдан в обучение грамоте кочующему учителю, который, набрав 15 учеников, обучал их в течение зимы. В 1897 г. в селе Егорьевском открылась церковно-приходская школа, и А.А. Пичугин поступил в неё учиться; в летнее время подрабатывал на сенокосе и пасеке; окончил школу в 1898 г. О своей дальнейшей учёбе А.А. Пичугин так рассказывал в автобиографии: "Переход мой по окончании сельской школы в Томскую церковно-приходскую школу произошёл против воли родителей (недостаток средств) под сильной агитацией учительницы и некоторых служащих прииска, из- которых один — Ишков (томич) увёз меня на свой счёт в Томск и определил в единственную доступную для бедноты школу, а именно во двухклассную. Со временем эта школа (1900 г.) была преобразована в церковно-учительскую (типа учительской семинарии с уклоном в вероучение). Учился я недурно, и родители оказались перед свершившимся фактом и далее, хотя с большим трудом, но наскребали на моё содержание 60 рублей в год" [1].

После окончания школы А.А. Пичугин получил назначение в церковно- приходскую школу села Парфёновское Барнаульского уезда, где с сентября 1902 г. работал учителем. В сентябре 1903 г. он переехал Томск, где работал переписчиком в театре, счетоводом на винокуренном заводе. С мая 1904 г. служил послушником в Архиерейском доме, исполнял обязанности псаломщика, писца и т. д. "Псаломщическая служба, - вспоминал он, - давала приличный заработок и оставляла массу свободного времени. Благодаря" этому я мог немного уделять матери, на себя (10 рублей в месяц) и готовился на аттестат зрелости. Экзамена не держал, так как дольше выносить окружающую атмосферу не мог, и к моему благополучию был уволен "по непригодности" [1]. С августа 1905 г. А.А. Пичугин служил в Томске переписчиком в театре, счетоводом на железной дороге; прослушал в г. Томске курсы по подготовке учителей высших начальных училищ. "К этому времени я подрос, получился и мне легко удалось в августе 1907 г. добиться назначения учителем в двухклассную учительскую школу в г. Колывань Томского уезда. Условия в школе были омерзительные: заведующий школой — поп, школа — церковного ведомства; но я углубился в интересовавшие меня предметы: историю и русский язык, а также отводил душу на внешкольной работе. Здесь же я случайно наткнулся на литографированное издание книги проф. Ключевского "Курс русской истории". Эта книга настолько увлекла меня, что я повёл преподавание русской истории по Ключевскому. Я организовал общество попечения о народном образовании, вовлекал в него учительство и активную публику из среды граждан. Общество ставило спектакли, доступные по ценам и литературные по репертуару, вело воскресную школу для взрослых, а также народные чтения. Помимо этого занялся изданием рукописного журнала с участием ребят и вёл беседы с учениками главным образом на антирелигиозные темы. Общественная работа, преподавание русской истории по Ключевскому, антирелигиозность и прочее создали вокруг меня атмосферу неблагонадёжного человека, и я был на подозрении у полиции и подвергся в 1909 г. тщательному обыску, но полиция ушла "с носом". За это за всё в 1909 г. был уволен как "неблагонадёжный". Заработок в школе я имел хороший (45 рублей в месяц), так что скопил я 100 рублей и ринулся в Питер" [1].

В сентябре 1909 г. А.А. Пичугин поступил в Петербургскую театральную школу Литературно-художественного общества; от платы за обучение он был освобождён, а на жизнь зарабатывал перепиской ролей, вспомогательной работой в театрах. Окончив школу в мае 1912 г., А.А. Пичугин работал режиссёром в театре г. Борисоглебска Тамбовской губернии. С декабря 1912 г. он был режиссёром драматического общества "Волна" в г. Ташкенте, с мая 1914 г. — актёром летнего театра в Томске, с сентября 1914 г. актёром и режиссёром Иркутского городского театра, с мая 1915 г. актёром и режиссёром в театрах Барнаула, Семипалатинска, Омска. "Жизнь и сценическая деятельность, мотание по сцене и окружающие люди меня не удовлетворяли. Таким образом, я порвал со сценой и ушёл в деревенскую работу, опять вернувшись к педагогической работе" [1]. А.А. Пичугин вернулся в село Егорьевское, где в течение пяти месяцев вёл внешкольную работу в народном доме.

С сентября 1916 г. по январь 1920 г. А.А. Пичугин работал учителем, заведующим начальной школы села Мазаловского Томского уезда. Также он был руководителем внешкольной работы, организовал культурно-просветительский кружок и ставил спектакли, организовывал народные чтения. Он стремился всегда помогать крестьянам, защищать их интересы, принимал участие в сельских сходах. После Октябрьской революции на первых же выборах А.А. Пичугин был избран членом и секретарём сельсовета и оставался им до занятия Сибири войсками Колчака, также он был избран делегатом волостного съезда Советов. В 1917 — 1919 гг. он был членом правления потребительского общества села Маслово Томского уезда. В '919 г. в период колчаковщины принимал участие в нелегальном съезде Работников просвещения в Томске. А.А. Пичугин так характеризовал эволюцию своих взглядов в это переломное время: "Октябрьская революция окончательно вышибла из меня те следы сентиментально-идеалистического воспитания, которым я пичкался во всех школах, начиная с сельской и кончая театральной, а также и вне школы, вращаясь среди интеллигенции и полуинтеллигентских слоев. Период колчаковщины для меня был периодом политической зрелости. Желание вступить в ряды Коммунистической партии у меня появилось в Сибири во время колчаковщины. Как только белогвардейцы были изгнаны из нашего района (февраль 1920 г.), я тотчас же вступил в РКП(б)" [1]. В мае 1920 г. А.А. Пичугин был в Томске принят в кандидаты в члены, а в ноябре 1920 г. в члены РКП(б).

В феврале 1920 г. районный учительский съезд избрал А.А. Пичугина инструктором внешкольной работы Рождественского волостного отдела народного образования (посёлок Рождественское Томского уезда Томской губернии) и выдвинул его на пост председателя райместкома союза работников просвещения. Весной 1920 г. А.А. Пичугин организовал агитационное "турне" по району с группой из шестнадцати учителей, проведя сбор средств в пользу Красной Армии. В мае — июне 1920 г. он руководил выборами в сельсоветы и волисполкомы Ново-Рождественского района Томского уезда Томской губернии. В 1920 г. он прослушал в Томске курсы красных учителей. В июле 1920 г. А.А. Пичугин был избран делегатом на губернский съезд работников просвещения и социалистической культуры; на съезде был избран членом президиума губернского правления союза работников просвещения, и делегирован на I I Всероссийский съезд работников просвещения. По возвращении со съезда А.А. Пичугин был губкомом РКП(б) и губоно переброшен на работу в Томск. С августа 1920 г. А.А. Пичугин работал в Томске ответственным секретарём и заведующим культурным отделом губернского союза работников просвещения, организовал в союзе фракцию РКП(б) и являлся её секретарём. Одновременно ему была поручена организация и заведование политико- просветительской работой в Доме крестьянина (вместимость 500 человек), где он стал постоянным лектором и докладчиком и являлся ответственным секретарём ячейки РКП(б). По совместительству А.А. Пичугин был также членом коллегии и заведующим секцией клубов и народных домов Томского губоно.

В мае 1921 г. А.А. Пичугин выехал в Москву в качестве делегата IV Всероссийского съезда профсоюзов от Томского совета профсоюзов. Будучи на съезде, он получил телеграмму Томского губоно о командировании на учёбу в Центральный институт организаторов народного образования на организаторский факультет; помимо учёбы, в институте он был секретарём ячейки РКП(б), затем председателем месткома союза работников просвещения и председателем культкомиссии; избирался делегатом Московской губернской конференции РКП(б) 1921 г. от горрайона, делегатом Московского губернского съезда работников просвещения и искусств, в течение четырёх месяцев состоял делегатом районного делегатского собрания. В 1922 г. А.А. Пичугин окончил институт, получив квалификацию инспектора по народному образованию.

В январе 1922 г., ещё до окончания института, А.А. Пичугин был взят в наркомат просвещения РСФСР на должность инструктора главного управления социального воспитания и политехнического образования, а затем, с июня 1922 г., при организации инспекторского аппарата, переведён в инспекторы наркомата. Как инспектор административно-организационного управления наркомата просвещения РСФСР А.А. Пичугин совершал поездки в различные регионы страны, включая Владимирскую, Иваново-Вознесенскую, Нижегородскую, Северо-Двинскую, Смоленскую, Тульскую, Витебскую, Гомельскую губернии, Донскую область, Дагестанскую АССР, во время которых участвовал в собраниях, съездах, конференциях работников просвещения, выступал с докладами о политике наркомпроса, о положении в народном образовании; во время поездки в Донскую область был также руководителем особой комиссии ЦКК— РКИ по обследованию народного образования, а в Дагестанской АССР вёл обследование состояния народного просвещения также совместно с комиссией ЦКК — РКИ, и изучал бытовые особенности республики.

С мая 1926 г. А.А. Пичугин работал в главном управлении социального воспитания и политехнического образования наркомата просвещения РСФСР заместителем заведующего отделом единой трудовой школы, а с декабря 1926 г. по июнь 1929 г. — заведующим отделом повышения квалификации педагогов и старшим инспектором наркомата; занимался разработкой и осуществлением проекта всеобщего первоначального обучения.

А.А. Пичугин любил работу в области народного образования. В одной из автобиографий 1920-х гг. он писал: "Большое желание имею продолжать работу по народному образованию, постепенно углубляясь в методическую и идеологическую сторону этого дела" [1]. В своих работах А.А. Пичугин давал методические рекомендации об инспектировании школ, пунктов по ликвидации неграмотности. В соответствии с ними инспектору следует комплексно анализировать деятельность учебного учреждения, знакомиться предварительно с его отчётами в отделе народного образования, с состоянием здания и оборудования, с составом учащихся, а затем уже с самим ходом учебного процесса. Задачей пунктов по ликвидации неграмотности А.А. Пичугин считал привлечение в них на добровольных началах максимально большего числа неграмотных взрослых с тем, чтобы приучить их к регулярному чтению, и на этой основе развивать пытливость ума и способность самостоятельно заниматься самообразованием. В ходе самого процесса обучения можно, опираясь на наглядные средства — таблицы, буквари - знакомить учащихся со злободневными вопросами современности. Учителю в ликпункте следует использовать методы обучения, адекватные специфическим задачам ликпункта, например, обучение методом целых слов или комплексируя материал для обеспечения связности, последовательности изучаемого в сознании обучающихся, умело распределяя материал и показывая связь изучаемого материала с изученным Ранее. Необходимо нацеливать учащихся не на заучивание грамматических правил, но стремиться предупреждать их ошибки в практическом освоении письменной речи, не отвечать за учащихся, но предоставлять им возможность давать самостоятельные ответы. Учитель-профессионал, по мнению А.А. Пичугина, не воспроизводит шаблонный ход урока, но, исходя из конкретной ситуации, стремится втягивать учащихся в активную работу, к газете приучает, работая с ней в качестве учебного пособия. Предотвратить, с одной стороны, шаблонность, а, с другой, хаотичность на уроке можно лишь предварительной серьёзной подготовкой. "Если урок заранее продуман учителем, если он предварительно проработал материал и спланировал его, то, - указывал А.А. Пичугин, - ясно, что урок произведёт впечатление организованной работы, имеющей определённую цель. А если подготовки не было, то и ход урока может пропасть как полезная единица времени, ибо учащиеся могут протолкаться на месте в разговорах, а нового ничего не вынесут" [2]. Учитель должен ориентироваться не на сильных, а на слабых учеников, чтобы сохранить в них веру в возможность научиться, полагал А.А. Пичугин.

Весьма интересным образом А.А. Пичугин в этот период продолжал поддерживать связь со своим родным селом. Он так рассказывал об этом в своей автобиографии: "В силу своей разъездной службы партийные обязанности выполняю следующим образом: установил связь с ком'ячейкой села Егорьевского Черепановского уезда Ново-Николаевской губернии. Выписываю им газету "Беднота", посылаю журнал "Крокодил", даю различные справки и пишу письма на тему "текущий момент". Опыт этого индивидуального шефства удался. Имею от ячейки ряд писем, где указывается на оживление там партработы, а также оживление общественной работы" [1].

В июне 1929 г. А.А. Пичугин был направлен на работу в Смоленск заместителем заведующего облоно Западной области. С июня 1931 г. он был директором Смоленского педагогического института. В Смоленске им был опубликован ряд статей по вопросам народного образования в областном журнале "На культурном посту". Под его редакцией вышли сборники "За качество работы. Сборник организационно-методических указаний" [3] и "Вопросы истории и экономики: Сборник статей" [4], а также книга П.П. Мазурова "Школа в посевной кампании и коллективизации (опыт Ермолинской школы Вяземского района)" [5]. В январе 1932 г. — феврале 1933 г. А.А. Пичугин состоял членом Смоленского горкома ВКП(б).

В феврале 1933 г. А.А. Пичугин вновь был переведён в Москву в наркомат просвещения РСФСР и назначен заместителем начальника школьного управления и заведующим сектором школьной инспекции, а с марта 1936 г. работал главным инспектором наркомата. Ряд статей в этот период он посвятил проблемам организации народного образования. Под его редакцией была издана книга Л.Н. Скаткина "Организация и методы работы школьного инструктора" [6].

В 1936 г. А.А. Пичугин был переведён в наркомат путей сообщения СССР, где работал начальником сектора школ управления учебными заведениями и вёл большую методическую работу. В этот период под его редакцией были опубликованы сборники: "Отечественная война и преподавание истории в средней школе (инструктивно-методическое пистелей железнодорожных школ)" [7], "Воспитание практических навыков у учащихся начальной школы в процессе обучения" [8].

В 1945 г. по настоянию наркомата просвещения РСФСР А.А. Пичугин был вновь переведён на работу в систему этого наркомата, 15 февраля 1945 г. назначен директором Калининского государственного педагогического института имени М.И. Калинина, а 16 февраля приступил к своим новым обязанностям. Вскоре после назначения на пост директора (19 апреля 1945 г.) А.А. Пичугин во главе делегации преподавателей института (в которую входил и Н.Д. Никольский) был принят М.И. Калининым. Члены делегации рассказали Председателю Президиума Верховного Совета СССР о том, как институт оправился после немецкой оккупации, какую научную работу ведут педагоги института, как институт использует опыт старейшей тверской женской педагогической школы П.П. Максимовича. Своими планами организации работы института А.А. Пичугин поделился в беседе с корреспондентом "Пролетарской правды" в сентябре 1945 г. Уделял А.А. Пичугин внимание и взаимодействию института с педагогической работой школ. "Знаток школьного дела, - вспоминали о нём в некрологе преподаватели КГПИ, - он никогда не подходил формально к нуждам школы, методического совершенствования учителя" [9].

Умер Александр Александрович Пичугин 1 января 1946 г. в Калинине от кровоизлияния в мозг.

Примечания

  1. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 100. Д. 136093.
  2. Пичугин А.А. Инспектирование работы ликпункта / / В помощь организатору народного просвещения: Сб. статей по вопросам инспектирования и руководства просветительной работой. М, 1926. С. 207.
  3. За качество работы: Сб. организационно-методических указаний. Смоленск, 1931.
  4. Вопросы истории и экономики: Сб. статей. Смоленск, 1932.
  5. Мазуров П.П. Школа в посевной кампании и коллективизации (опыт Ермолинской школы Вяземского района). Смоленск, 1931.
  6. Скаткин Л.Н. Организация и методы работы школьного инструктора. М. — Л., 1934.
  7. Отечественная война и преподавание истории в средней школе (инструктивно- методическое письмо из опыта учителей железнодорожных школ). М., 1943.
  8. Воспитание практических навыков у учащихся начальной школы в процессе обучения. М., 1943.
  9. ГАТО. Ф. Р-1213. Оп. 57. Д. 268.