Шардаков, Михаил Николаевич: различия между версиями
Vostrov.n (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Михаил Николаевич Шардаков родился 4 января 1895 г. в поселке Очер-ского завода Пермской гу…») |
Vostrov.n (обсуждение | вклад) |
||
Строка 6: | Строка 6: | ||
Окончил в 1911 г. городское училище, в 1911–1915 гг. работал народным учителем в Очерской земской начальной школе. В июне 1915 г. был призван в армию, во время революционного переворота в Иркутске он перешел на сторону революционного комитета и служил в одном из полков Иркутска. | Окончил в 1911 г. городское училище, в 1911–1915 гг. работал народным учителем в Очерской земской начальной школе. В июне 1915 г. был призван в армию, во время революционного переворота в Иркутске он перешел на сторону революционного комитета и служил в одном из полков Иркутска. | ||
+ | |||
После демобилизации в декабре 1917 г. М. Н. Шардаков с января 1918 г. вновь работал учителем Очерской заводской школы, в июне 1918 – феврале 1919 г. заведовал Очерским отделом народного образования. После занятия Урала Колчаком в марте 1919 г. вступил в Красную Армию, служил школьным инструктором в Вятском губвоенкомате, с июля 1919 г. заведовал районным отделом народного образования в Очерском заводе, с декабря 1919 г. служил лектором и преподавателем в Оханском военкомате. После демобилизации, в 1921–1924 гг. заведовал сначала Оханским районным, а затем Пермским окружным отделом народного образования. | После демобилизации в декабре 1917 г. М. Н. Шардаков с января 1918 г. вновь работал учителем Очерской заводской школы, в июне 1918 – феврале 1919 г. заведовал Очерским отделом народного образования. После занятия Урала Колчаком в марте 1919 г. вступил в Красную Армию, служил школьным инструктором в Вятском губвоенкомате, с июля 1919 г. заведовал районным отделом народного образования в Очерском заводе, с декабря 1919 г. служил лектором и преподавателем в Оханском военкомате. После демобилизации, в 1921–1924 гг. заведовал сначала Оханским районным, а затем Пермским окружным отделом народного образования. | ||
+ | |||
В сентябре 1924 г. М. Н. Шардаков поступил на общественно-экономическое отделение педагогического факультета Пермского государственного университета; одновременно с учебой работал преподавателем обществоведения и заведовал школой-семилеткой г. Перми. Научные интересы касались вопросов методики преподавания общественных наук и истории, но больше – психологии. После окончания института в 1927–1930 гг. он учился в аспирантуре кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института (ЛГПИ) им. А. Н. Герцена, итогом учебы стала кандидатская диссертация по психологии, на основании которой была опубликована книга «Обществоведческое мышление школьника» (М.; Л., 1931). В 1938 г. он вторично защитил кандидатскую диссертацию по педагогике и получил ученую степень кандидата наук. | В сентябре 1924 г. М. Н. Шардаков поступил на общественно-экономическое отделение педагогического факультета Пермского государственного университета; одновременно с учебой работал преподавателем обществоведения и заведовал школой-семилеткой г. Перми. Научные интересы касались вопросов методики преподавания общественных наук и истории, но больше – психологии. После окончания института в 1927–1930 гг. он учился в аспирантуре кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института (ЛГПИ) им. А. Н. Герцена, итогом учебы стала кандидатская диссертация по психологии, на основании которой была опубликована книга «Обществоведческое мышление школьника» (М.; Л., 1931). В 1938 г. он вторично защитил кандидатскую диссертацию по педагогике и получил ученую степень кандидата наук. | ||
+ | |||
С сентября 1930 г. М. Н. Шардаков работал на кафедре психологии ЛГПИ преподавателем, доцентом, профессором, с 1936 г. заведовал научно-исследовательским отделом института и был помощником директора по научно-исследовательской работе. По совместительству он работал профессором кафедры психологии Ленинградского педагогического института иностранных языков. В центре научных интересов были вопросы психологии обучения, а также популярная в те годы педология. В 1931 г. под его редакцией и при непосредственном участии вышел учебник «Педология», который получил отрицательные отзывы, был переработан и вышел вторым изданием в 1932 г. В мае 1940 г. ученый защитил докторскую диссертацию на тему «Усвоение и сохранение в обучении». 10 апреля 1943 г. Высшей аттестационной комиссией он был утвержден в ученой степени доктора педагогических наук и звании профессора. | С сентября 1930 г. М. Н. Шардаков работал на кафедре психологии ЛГПИ преподавателем, доцентом, профессором, с 1936 г. заведовал научно-исследовательским отделом института и был помощником директора по научно-исследовательской работе. По совместительству он работал профессором кафедры психологии Ленинградского педагогического института иностранных языков. В центре научных интересов были вопросы психологии обучения, а также популярная в те годы педология. В 1931 г. под его редакцией и при непосредственном участии вышел учебник «Педология», который получил отрицательные отзывы, был переработан и вышел вторым изданием в 1932 г. В мае 1940 г. ученый защитил докторскую диссертацию на тему «Усвоение и сохранение в обучении». 10 апреля 1943 г. Высшей аттестационной комиссией он был утвержден в ученой степени доктора педагогических наук и звании профессора. | ||
+ | |||
В феврале 1942 г. М. Н. Шардаков эвакуировался из блокадного Ленинграда. 31 марта 1942 г. он был назначен директором Калининского государственного педагогического института (КГПИ) и работал на этой должности до 15 февраля 1945 г., одновременно заведуя кафедрой педагогики. Как руководитель М. Н. Шардаков провел основную работу по восстановлению института после немецко-фашистской оккупации: были полностью восстановлены два главных здания, расширены общежития, значительно увеличилось количество студентов. Институт помогал и городу: студенты и преподаватели посещали госпитали с концертами и выступлениями. Об этом периоде в соавторстве с М. Л. Невским он написал в статье «Восстановление Калининского пединститута» (Советская педагогика. 1943. № 4. С. 56–59). | В феврале 1942 г. М. Н. Шардаков эвакуировался из блокадного Ленинграда. 31 марта 1942 г. он был назначен директором Калининского государственного педагогического института (КГПИ) и работал на этой должности до 15 февраля 1945 г., одновременно заведуя кафедрой педагогики. Как руководитель М. Н. Шардаков провел основную работу по восстановлению института после немецко-фашистской оккупации: были полностью восстановлены два главных здания, расширены общежития, значительно увеличилось количество студентов. Институт помогал и городу: студенты и преподаватели посещали госпитали с концертами и выступлениями. Об этом периоде в соавторстве с М. Л. Невским он написал в статье «Восстановление Калининского пединститута» (Советская педагогика. 1943. № 4. С. 56–59). | ||
+ | |||
В марте 1945 г. М. Н. Шардаков вернулся в ЛГПИ им. А. Н. Герцена, где до конца жизни работал профессором кафедры психологии, а в 1945–1960 гг. заведовал ею. Ученым было выпущено еще много книг и статей по вопросам педагогической психологии («Очерки психологии учения» (М., 1951), «Очерки психологии школьника» (М., 1955), «Мышление школьника» (М., 1963) и др.). Его авторитет в научном сообществе был велик: он избирался членом Центрального совета Психологического общества и президиума Ленинградского отделения этого общества. | В марте 1945 г. М. Н. Шардаков вернулся в ЛГПИ им. А. Н. Герцена, где до конца жизни работал профессором кафедры психологии, а в 1945–1960 гг. заведовал ею. Ученым было выпущено еще много книг и статей по вопросам педагогической психологии («Очерки психологии учения» (М., 1951), «Очерки психологии школьника» (М., 1955), «Мышление школьника» (М., 1963) и др.). Его авторитет в научном сообществе был велик: он избирался членом Центрального совета Психологического общества и президиума Ленинградского отделения этого общества. | ||
Версия 17:13, 20 марта 2015
Михаил Николаевич Шардаков родился 4 января 1895 г. в поселке Очер-ского завода Пермской губернии в семье рабочего.
Карьера
Окончил в 1911 г. городское училище, в 1911–1915 гг. работал народным учителем в Очерской земской начальной школе. В июне 1915 г. был призван в армию, во время революционного переворота в Иркутске он перешел на сторону революционного комитета и служил в одном из полков Иркутска.
После демобилизации в декабре 1917 г. М. Н. Шардаков с января 1918 г. вновь работал учителем Очерской заводской школы, в июне 1918 – феврале 1919 г. заведовал Очерским отделом народного образования. После занятия Урала Колчаком в марте 1919 г. вступил в Красную Армию, служил школьным инструктором в Вятском губвоенкомате, с июля 1919 г. заведовал районным отделом народного образования в Очерском заводе, с декабря 1919 г. служил лектором и преподавателем в Оханском военкомате. После демобилизации, в 1921–1924 гг. заведовал сначала Оханским районным, а затем Пермским окружным отделом народного образования.
В сентябре 1924 г. М. Н. Шардаков поступил на общественно-экономическое отделение педагогического факультета Пермского государственного университета; одновременно с учебой работал преподавателем обществоведения и заведовал школой-семилеткой г. Перми. Научные интересы касались вопросов методики преподавания общественных наук и истории, но больше – психологии. После окончания института в 1927–1930 гг. он учился в аспирантуре кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института (ЛГПИ) им. А. Н. Герцена, итогом учебы стала кандидатская диссертация по психологии, на основании которой была опубликована книга «Обществоведческое мышление школьника» (М.; Л., 1931). В 1938 г. он вторично защитил кандидатскую диссертацию по педагогике и получил ученую степень кандидата наук.
С сентября 1930 г. М. Н. Шардаков работал на кафедре психологии ЛГПИ преподавателем, доцентом, профессором, с 1936 г. заведовал научно-исследовательским отделом института и был помощником директора по научно-исследовательской работе. По совместительству он работал профессором кафедры психологии Ленинградского педагогического института иностранных языков. В центре научных интересов были вопросы психологии обучения, а также популярная в те годы педология. В 1931 г. под его редакцией и при непосредственном участии вышел учебник «Педология», который получил отрицательные отзывы, был переработан и вышел вторым изданием в 1932 г. В мае 1940 г. ученый защитил докторскую диссертацию на тему «Усвоение и сохранение в обучении». 10 апреля 1943 г. Высшей аттестационной комиссией он был утвержден в ученой степени доктора педагогических наук и звании профессора.
В феврале 1942 г. М. Н. Шардаков эвакуировался из блокадного Ленинграда. 31 марта 1942 г. он был назначен директором Калининского государственного педагогического института (КГПИ) и работал на этой должности до 15 февраля 1945 г., одновременно заведуя кафедрой педагогики. Как руководитель М. Н. Шардаков провел основную работу по восстановлению института после немецко-фашистской оккупации: были полностью восстановлены два главных здания, расширены общежития, значительно увеличилось количество студентов. Институт помогал и городу: студенты и преподаватели посещали госпитали с концертами и выступлениями. Об этом периоде в соавторстве с М. Л. Невским он написал в статье «Восстановление Калининского пединститута» (Советская педагогика. 1943. № 4. С. 56–59).
В марте 1945 г. М. Н. Шардаков вернулся в ЛГПИ им. А. Н. Герцена, где до конца жизни работал профессором кафедры психологии, а в 1945–1960 гг. заведовал ею. Ученым было выпущено еще много книг и статей по вопросам педагогической психологии («Очерки психологии учения» (М., 1951), «Очерки психологии школьника» (М., 1955), «Мышление школьника» (М., 1963) и др.). Его авторитет в научном сообществе был велик: он избирался членом Центрального совета Психологического общества и президиума Ленинградского отделения этого общества.
Ученые степени, звания и награды
Награды
М. Н. Шардаков был награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «В память 250-летия Ленинграда».
Смерть
Умер Михаил Николаевич Шардаков 19 марта 1961 г. в Ленинграде.
Литература
- Корсаков С. Н. Ректоры Тверского государственного университета. Тверь, 2002. С. 49–53.