Максимович, Павел Павлович: различия между версиями

Материал из Энциклопедия ТвГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 17: Строка 17:
 
После открытия в 1864 г. земских учреждений П.П. Максимович стал их активным деятелем. С 1865 г. он участвовал в заседаниях Кашинского уездного земского собрания, а в 1866–1877 гг. являлся членом Тверской губернской земской управы.
 
После открытия в 1864 г. земских учреждений П.П. Максимович стал их активным деятелем. С 1865 г. он участвовал в заседаниях Кашинского уездного земского собрания, а в 1866–1877 гг. являлся членом Тверской губернской земской управы.
  
[[Файл:Тверская губернская земская управа.jpg|700px|центр|Тверская губернская земская управа]]
+
[[Файл:Тверская губернская земская управа.jpg|800px|центр|Тверская губернская земская управа]]
  
 
В 1866–1887 гг. – мировой судья, уездный предводитель дворянства, в 1875–1889 гг. – депутат от Кашинского уезда в Тверском дворянском депутатском собрании.
 
В 1866–1887 гг. – мировой судья, уездный предводитель дворянства, в 1875–1889 гг. – депутат от Кашинского уезда в Тверском дворянском депутатском собрании.
Строка 29: Строка 29:
 
В 1877 г. Максимович переехал на постоянное жительство в Санкт-Петербург, но до конца своих дней был почетным попечителем школы. При помощи П.П. Максимовича был разработан проект Новоторжской мужской учительской школы, ставшей после 1917 г. педагогическим училищем, открыт в Твери книжный склад для снабжения школ литературой.
 
В 1877 г. Максимович переехал на постоянное жительство в Санкт-Петербург, но до конца своих дней был почетным попечителем школы. При помощи П.П. Максимовича был разработан проект Новоторжской мужской учительской школы, ставшей после 1917 г. педагогическим училищем, открыт в Твери книжный склад для снабжения школ литературой.
  
П.П. Максимович был именно организатором народного образования, отдельных педагогических трудов его не обнаружено, педагогические идеи отражены в проектах, объяснительных записках, докладах и отчетах земским собраниям. Он считал, что первым учителем ребенка должна быть обязательно женщина. Дающая жизнь человеку и первая его естественная кормилица, она гораздо ближе маленькому ребенку, чем мужчина. Вот почему школа для народных учителей должна быть женской. Учительница крестьянских детей должна быть из той же социальной среды, поэтому школа должна была давать образование, прежде всего, крестьянским девушкам. Образование учителей должно быть разносторонним с преобладанием гуманитарных предметов. Большое воспитательное значение он придавал общему укладу школы, отношениям между воспитанницами и преподавателями, которые должны быть демократичными, уважительными, творческими. Решающее значение Максимович придавал педагогическим кадрам, первых руководителей школы и основных педагогов он подбирал сам. Воплощенные в жизнь идеи основателя позволили создать одну из лучших учительских школ России.
+
П.П. Максимович был именно организатором народного образования, отдельных педагогических трудов его не обнаружено, педагогические идеи отражены в проектах, объяснительных записках, докладах и отчетах земским собраниям. Он считал, что первым учителем ребенка должна быть обязательно женщина. Дающая жизнь человеку и первая его естественная кормилица, она гораздо ближе маленькому ребенку, чем мужчина. Вот почему школа для народных учителей должна быть женской.  
 +
 
 +
[[Файл:Школа 1 декабря 1870 г..jpg|800px|центр|Тверская женская учительская школа]]
 +
 
 +
Учительница крестьянских детей должна быть из той же социальной среды, поэтому школа должна была давать образование, прежде всего, крестьянским девушкам. Образование учителей должно быть разносторонним с преобладанием гуманитарных предметов. Большое воспитательное значение он придавал общему укладу школы, отношениям между воспитанницами и преподавателями, которые должны быть демократичными, уважительными, творческими. Решающее значение Максимович придавал педагогическим кадрам, первых руководителей школы и основных педагогов он подбирал сам. Воплощенные в жизнь идеи основателя позволили создать одну из лучших учительских школ России.
 +
 
 +
==Семья==
  
 
Максимович был многодетным отцом. Обе его дочери стали педагогами. Александра Павловна (род. 1851 или 1852) вышла замуж за известного деятеля народного образования математика, профессора Казанского университета А.В. Васильева и помогала ему в его педагогической деятельности. От этого брака на свет появилось четверо детей: Николай (1880–1940), крупный философ, родоначальник современной неклассической логики [1]; Сергей (род. 1881), занимавшийся сельским хозяйством, хороший знакомый А.Ф. Керенского; Анна (род. 1883), мать известного русского биолога Л.В. Крушинского; и Елена (род. 1884 или 1886). Сергей с семьей и Елена после 1917 г. эмигрировали в США.
 
Максимович был многодетным отцом. Обе его дочери стали педагогами. Александра Павловна (род. 1851 или 1852) вышла замуж за известного деятеля народного образования математика, профессора Казанского университета А.В. Васильева и помогала ему в его педагогической деятельности. От этого брака на свет появилось четверо детей: Николай (1880–1940), крупный философ, родоначальник современной неклассической логики [1]; Сергей (род. 1881), занимавшийся сельским хозяйством, хороший знакомый А.Ф. Керенского; Анна (род. 1883), мать известного русского биолога Л.В. Крушинского; и Елена (род. 1884 или 1886). Сергей с семьей и Елена после 1917 г. эмигрировали в США.
Строка 41: Строка 47:
 
Сам Павел Павлович последние годы жизни провел в имении Шепелево Ярославской губернии (сегодня это с. Шепели Кашинского района), где и скончался 1 июля 1892 г., был похоронен на маленьком кладбище села Введенского, что на Ляму [5]. К сожалению, место захоронения до сегодняшнего дня не сохранилось. В 1900 г. Кашинским земством в имении Максимовича Спасское была открыта образцовая начальная школа, а в Твери в память о нем создано Справочно-педагогическое бюро для сбора педагогической информации.
 
Сам Павел Павлович последние годы жизни провел в имении Шепелево Ярославской губернии (сегодня это с. Шепели Кашинского района), где и скончался 1 июля 1892 г., был похоронен на маленьком кладбище села Введенского, что на Ляму [5]. К сожалению, место захоронения до сегодняшнего дня не сохранилось. В 1900 г. Кашинским земством в имении Максимовича Спасское была открыта образцовая начальная школа, а в Твери в память о нем создано Справочно-педагогическое бюро для сбора педагогической информации.
  
[[Файл:Дом в имении Шепели. Современный вид.jpg|700px|центр|Дом в имении Шепели. Современный вид]]
+
[[Файл:Дом в имении Шепели. Современный вид.jpg|800px|центр|Дом в имении Шепели. Современный вид]]
  
 
Усадьба Шепели сохранилась довольно хорошо – и барский дом, в котором до недавнего времени находился Дом сестринского ухода, и живописный сад, и некоторые хозяйственные постройки. В Спасском же не сохранилось ничего, кроме остатков парка и фундамента барского дома.
 
Усадьба Шепели сохранилась довольно хорошо – и барский дом, в котором до недавнего времени находился Дом сестринского ухода, и живописный сад, и некоторые хозяйственные постройки. В Спасском же не сохранилось ничего, кроме остатков парка и фундамента барского дома.
Строка 47: Строка 53:
 
==Звания и награды==
 
==Звания и награды==
  
В 1886 г. П.П. Максимович был награжден золотой медалью Вольного экономического общества за развитие народного образования и, прежде всего, основание учительской школы.
+
*В 1886 г. П.П. Максимович был награжден золотой медалью Вольного экономического общества за развитие народного образования и, прежде всего, основание учительской школы.
 +
*В 1887 г. награжден Орденом Св. Владимира 4-й степени за выслугу по дворянским выборам.
  
 
==Примечания==
 
==Примечания==

Текущая версия на 08:26, 25 октября 2016

Павел Павлович Максимович
Павел Павлович
Дата рождения: 26 ноября 1816 г.
Место рождения: крепость Константиногорская Кавказской губернии
Умер(ла): 1 июля 1892 г. в с. Шепелево Ярославской губернии

Павел Павлович Максимович 26 ноября 1816 г. в крепости Константиногорской Кавказской губернии (сегодня это территория г. Пятигорска) в семье военного офицера.

Биография

В детстве Павел несколько лет провел в семье своего родственника профессора, в 1846–1855 гг. ректора Казанского университета И.М. Симонова, который в качестве астронома-наблюдателя в 1819–1821 гг. участвовал в кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, открывшей Антарктиду. Именно И.М. Симонов оказал огромное влияние на подростка в выборе жизненного пути.

В 1832 г. Павел «был определен кадетом» в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга, которым тогда руководил известный моряк И.Ф. Крузенштерн. За годы учебы П.П. Максимович был последовательно произведен в гардемарины, унтер-офицеры, мичманы. Сразу после его окончания он поступил в офицерские классы, которые закончил в 1840 г. первым по выпуску, получив звание лейтенанта, а его имя было выбито на мраморной доске. Как лучший выпускник он был оставлен в корпусе на преподавательской работе, читал лекции в гардемаринском классе по навигации, астрономии, теории кораблестроения, географии. Летом со своими воспитанниками совершал учебные плавания по Рижскому заливу и Немецкому (или Северному) морю.

В Петербурге П.П. Максимович женился на Анне Андреевне Хлебниковой, дочери известного морского офицера Андрея Ильича Хлебникова. Семейные обстоятельства (по-видимому, болезнь супруги) вынудили Павла Павловича в 1848 г. оставить службу в чине капитан-лейтенанта и переселиться в имение Шепели Кашинского уезда Тверской губернии. В 1854 г. он купил имение Спасское того же уезда, в этом же уезде супруге принадлежало небольшое сельцо Жеребцовка. Здесь он активно занялся хозяйством и близко познакомился с проблемами крестьянской жизни. В 1858 г. дворянство Кашинского уезда избрало Максимовича своим депутатом в Губернский комитет по устройству и улучшению быта помещичьих крестьян. Здесь он вошел в состав так называемой «тверской оппозиции» и примкнул к партии А.М. Унковского и А.А. Головачева, т. е. к тому кругу депутатов, которые выдвигали требование освобождения крестьян с землей. После окончания работы комитета в 1859 г. Павел Павлович возвратился к сельской жизни, открыл в селе Спасском, где проживал в это время, школу для крестьянских детей.

После открытия в 1864 г. земских учреждений П.П. Максимович стал их активным деятелем. С 1865 г. он участвовал в заседаниях Кашинского уездного земского собрания, а в 1866–1877 гг. являлся членом Тверской губернской земской управы.

Тверская губернская земская управа

В 1866–1887 гг. – мировой судья, уездный предводитель дворянства, в 1875–1889 гг. – депутат от Кашинского уезда в Тверском дворянском депутатском собрании.

Как земский деятель Максимович сначала заведовал губернской больницей, приложил немало усилий для того, чтобы улучшить условия содержания больных в ней, занимался вопросами охраны здоровья, мерами по распространению оспопрививания и устройству родовспомогательных учреждений. В целом, Максимович был очень активен, участвовал в работе многих комиссий, но все-таки главным делом его жизни стало народное просвещение.

После крестьянской реформы стало понятно, что без образования народа дальнейшее развитие России просто невозможно. Поэтому в 1869 г. Максимович поставил перед земством вопрос о необходимости издания дешевых книг для народного чтения, а главное – представил проект школы для подготовки народных учительниц. Земство этот проект отклонило как недостаточно разработанный, тогда Максимович открыл в Твери школу 1 декабря 1870 г. на свои деньги по закону о частных учебных заведениях. Через год земство ревизовало школу, признало ее работу удовлетворительной и начало оказывать ей материальное содействие, но только в 1882 г. Максимович полностью передал свою школу в ведение земства. 10 июня 1872 г. императорским указом она стала официально именоваться «Школой Павла Павловича Максимовича». 14 июня 1917 г. решением Временного правительства школа была преобразована в учительскую семинарию. В 1919 г. вся ее материальная база была передана вновь созданному институту народного образования (с 1921 г. – педагогический институт, с 1971 г. – университет).

С увеличением земских субсидий, появлением хороших педагогов Максимович решил продлить срок обучения до пяти лет (было три) и расширить программу преподавания. Эти нововведения не были узаконены, в результате чего возникло резко отрицательное отношение к школе со стороны Министерства народного просвещения. В 1877–1880 гг. развернулась борьба за сохранение этого учебного заведения от разгрома его местным представителем Министерства – директором народных училищ Н.Д. Маловым, который был противником женского образования вообще. Он писал доносы о политической неблагонадежности преподавателей, появились негативные статьи в газетах «Русский мир» и «Новое время». Следствием этого стало упразднение приготовительного класса с 43 учащимися, увольнение двоих преподавателей, подчинение школы директору реального училища Кривоносову, который тут же стал вводить в школе чуждые ей правила. Конфликт был исчерпан только в 1880 г., когда пост министра народного просвещения занял либеральный А.А. Сабуров. В продолжение всего этого периода П.П. Максимович стойко и мужественно боролся за свое детище. 27 мая 1882 г. был утвержден новый устав, по которому школа жила до конца своей деятельности. Был восстановлен приготовительный класс и расширена программа обучения.

В 1877 г. Максимович переехал на постоянное жительство в Санкт-Петербург, но до конца своих дней был почетным попечителем школы. При помощи П.П. Максимовича был разработан проект Новоторжской мужской учительской школы, ставшей после 1917 г. педагогическим училищем, открыт в Твери книжный склад для снабжения школ литературой.

П.П. Максимович был именно организатором народного образования, отдельных педагогических трудов его не обнаружено, педагогические идеи отражены в проектах, объяснительных записках, докладах и отчетах земским собраниям. Он считал, что первым учителем ребенка должна быть обязательно женщина. Дающая жизнь человеку и первая его естественная кормилица, она гораздо ближе маленькому ребенку, чем мужчина. Вот почему школа для народных учителей должна быть женской.

Тверская женская учительская школа

Учительница крестьянских детей должна быть из той же социальной среды, поэтому школа должна была давать образование, прежде всего, крестьянским девушкам. Образование учителей должно быть разносторонним с преобладанием гуманитарных предметов. Большое воспитательное значение он придавал общему укладу школы, отношениям между воспитанницами и преподавателями, которые должны быть демократичными, уважительными, творческими. Решающее значение Максимович придавал педагогическим кадрам, первых руководителей школы и основных педагогов он подбирал сам. Воплощенные в жизнь идеи основателя позволили создать одну из лучших учительских школ России.

Семья

Максимович был многодетным отцом. Обе его дочери стали педагогами. Александра Павловна (род. 1851 или 1852) вышла замуж за известного деятеля народного образования математика, профессора Казанского университета А.В. Васильева и помогала ему в его педагогической деятельности. От этого брака на свет появилось четверо детей: Николай (1880–1940), крупный философ, родоначальник современной неклассической логики [1]; Сергей (род. 1881), занимавшийся сельским хозяйством, хороший знакомый А.Ф. Керенского; Анна (род. 1883), мать известного русского биолога Л.В. Крушинского; и Елена (род. 1884 или 1886). Сергей с семьей и Елена после 1917 г. эмигрировали в США.

Про вторую дочь пока мало что известно, кроме ее имени – Анна и предположительного года рождения – 1865 или 1864. Она со своими друзьями организовала некую частную школу. Сергей Павлович Максимович (1847–1901) [2] – инженер путей сообщения, строитель, занимался вопросами развития русских торговых портов и водяных путей. Принимал активное участие в строительстве Морского канала в Петербурге, Либавского, Очаковского портов и др. Активно занимался, как и отец, вопросами народного образования, был попечителем школ Санкт-Петербурга. После смерти своего отца он несколько лет состоял членом попечительного совета школы Максимовича, внимательно относился к нуждам воспитанниц, занимался благотворительностью. После его скоропостижной смерти в институте путей сообщения в Петербурге была учреждена стипендия его имени. А его вторая жена Анна Доримедонтовна (урожд. Соколова, дочь архитектора и инженера, директора Института гражданских инженеров Д.Д. Соколова) передала на счет школы 10 тыс. рублей на устройство при ней домовой церкви и украшение наружного фасада. Она же передала в школу две иконы для будущей церкви: святого Павла и святого Сергия. Церковь так и не была построена, а вот одну из икон можно видеть на фотографии актового зала школы. От первого брака С.П. Максимович имел двух дочерей: Наталью (род. 1885) и Ирину (род. 1887), от второго – сына Евграфа (род. 1898).

Владимир Павлович Максимович (1850–1889) [3] – крупный математик, получивший образование в Петербургском университете и Парижской политехнической школе. Он стал доктором наук (1885), профессором, работал в Казанском и Киевском университетах, занимался теорией вероятности и созданием вычислительной машины. Скончался в молодом возрасте в Киеве, еще при жизни родителя. Оба сына похоронены на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга, могилы их сохранились. Сергей Павлович похоронен в одной могиле со своим тестем Д.Д. Соколовым, а Владимир Павлович с некоей Екатериной Павловной Максимович (1860–1877) [4], возможно родной сестрой.

Про третьего сына – Павла известно, что он служил по таможенному ведомству, был женат на Любови Белецкой и жил в Кашине.

Сам Павел Павлович последние годы жизни провел в имении Шепелево Ярославской губернии (сегодня это с. Шепели Кашинского района), где и скончался 1 июля 1892 г., был похоронен на маленьком кладбище села Введенского, что на Ляму [5]. К сожалению, место захоронения до сегодняшнего дня не сохранилось. В 1900 г. Кашинским земством в имении Максимовича Спасское была открыта образцовая начальная школа, а в Твери в память о нем создано Справочно-педагогическое бюро для сбора педагогической информации.

Дом в имении Шепели. Современный вид

Усадьба Шепели сохранилась довольно хорошо – и барский дом, в котором до недавнего времени находился Дом сестринского ухода, и живописный сад, и некоторые хозяйственные постройки. В Спасском же не сохранилось ничего, кроме остатков парка и фундамента барского дома.

Звания и награды

  • В 1886 г. П.П. Максимович был награжден золотой медалью Вольного экономического общества за развитие народного образования и, прежде всего, основание учительской школы.
  • В 1887 г. награжден Орденом Св. Владимира 4-й степени за выслугу по дворянским выборам.

Примечания

  1. См. о нем: Бажанов В.А. Н.А. Васильев и его воображаемая логика. Воскрешение одной забытой идеи. М., 2009.
  2. См. о нем: С.П. Максимович: [некролог] // Ист. вестник. 1901. Т. 83. С. 848.
  3. См. о нем: URL: http://pomnipro.ru/memorypage70861/biographyм (дата обращения – 18. 03. 2016).
  4. См.: Саитов В.И. Петербургский некрополь. СПб., 2006. С. 18.
  5. Сегодня территория бывшей церкви и погоста относится к Ярославской области.

Литература

  • Селиванов А.Ф. П.П. Максимович, основатель Тверской женской учительской школы: биогр. очерк с портр. СПб., 1901.
  • Семенов Д. Из моих воспоминаний о П.П. Максимовиче // Образование. 1892. № 11. С. 175–179.
  • Покровский В. Павел Павлович Максимович : (некролог) // Рус. школа. 1892. № 9. С. 68–75.
  • Ильина Т.А. Школа Максимовича: исследование и материалы. Тверь, 2010. С. 9–44.