Фрейденберг, Марэн Михайлович

Материал из Энциклопедия ТвГУ
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Марэн Михайлович Фрейденберг
alt Марэн Михайлович Фрейденберг
Дата рождения: 9 июня 1924
Место рождения: г. Москва

Марэн Михайлович Фрейденберг родился 9 июня 1924 г. в Москве в еврейской семье, приехавшей в столицу из Украины.

Биография

Отец имел революционное прошлое, сыну и дали имя в честь Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Однако вскоре отец как троцкист был выслан из Москвы, а в 1937 г. расстрелян.

Марэн Михайлович вместе с матерью, учителем математики, оказался в Феодосии, где и жил до лета 1941 г. Башни и стены генуэзской Кафы, как он вспоминал, пробудили интерес к средневековой Европе, а занимательным чтением юноши стала книга Н. Макиавелли «Князь», изданная в 1934 г. с предисловием А.К. Дживилегова, которого он считал своим первым учителем истории. Эту книгу семья захватила с собой в эвакуацию на Урал, где М.М. Фрейденберг за год окончил двухлетний учительский институт и даже начал преподавать в школе. С июля 1943 г. он воевал в танковой бригаде в составе 5-й танковой армии под командованием П.А. Ротмистрова, прошел с боями по Молдавии, Румынии, Воеводине, Венгрии, войну окончил в Австрии, был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». На войне, в Воеводине впервые услышал сербскую речь, позднее история славянских народов станет его основной специальностью.

После демобилизации М.М. Фрейденберг учился в Москве, в Педагогическом институте имени В.И. Ленина (1946–1949 гг.). Во время учебы он проявил интерес к истории Византии и, поступив в 1949 г. в аспирантуру Института истории АН СССР, работал над диссертацией «Аграрные отношения в Византии в XI–XII веках» по руководством академика Е.А. Косминского. Защитив диссертацию в январе 1953 г., после долгих поисков места работы оказался в педагогическом институте в г. Великие Луки, первоначально на должности преподавателя английского языка, а позднее – всеобщей истории. В Великих Луках ему очень повезло: в те годы там преподавали новист С.Б. Кан (с его сыном историком Александром Сергеевичем он дружил всю жизнь), византинисты А.П. Каждан (позднее М.М. Фрейденберг обучал студентов его методами исследовательской работы) и Я.Н. Любарский (верный товарищ и единомышленник). В Великих Луках он создал семью, женившись на историке-архивисте Лидии Аркадьевне Котлярской, которая преподавала на историческом факультете нашего вуза в 1970 – 1980-е годы.

Свои работы по проблемам византийской истории М.М. Фрейденберг публиковал в «Византийском временнике», «Кратких сообщениях Института славяноведения», в «Ученых записках Великолукского пединститута», но большого удовлетворения от занятий византинистикой не испытывал, да и знания греческого языка не были глубокими, латынь он понимал лучше. Необходимо было сменить тему научных занятий.

Объектом изучения для него остались Балканы, но уже та их часть, где расселились славяне. М.М. Фрейденберг начал исследовать корпус опубликованных латинских источников по истории средневековой Хорватии, сохранив интерес к проблемам истории балканского крестьянства. Историк пытался понять типы землепользования, общинные порядки, формы собственности и определить начальный этап феодальных отношений в Хорватии. Он приступил к изучению картуляриев монастырей приморской Хорватии – Далмации, которая длительное время находилась под юрисдикцией Византии. У него появилась возможность сравнивать и сопоставлять полученные наблюдения. О них М.М. Фрейденберг докладывал на научных форумах, в частности, на Всесоюзной конференции византинистов в Тбилиси в 1965 г. он выступил с докладом «Византийский и далматинский эмфитевзис». Отмечу, что опубликованные М.М. Фрейденбергом материалы по истории средневековой хорватской деревни подверг детальному разбору и критике Ю.В. Бромлей. Итогом дискуссии стала книга Ю.В. Бромлея «Становление феодализма в Хорватии» (М., 1964), защищенная в качестве докторской диссертации. М.М. Фрейденбергу предстояло уточнить предмет своего исследования.

Вскоре он пришёл к убеждению, что изучение хорватского феодализма невозможно без исследований города, так как увидел, что средневековый далматинский город был центром скорее аграрной, чем торгово-ремеслен¬ной жизни. Ему удалось доказать, что нотариальные акты из коммуналь¬ных архивов Задара, Трогира и Сплита являются наиболее репрезентатив¬ными источниками. На основе их сведений можно было представить социальный состав горожан, выяснить роль городского патрициата, составлявшего всего около 6% от общего числа горожан, но захватившего власть в городе через свои советы и коллегии, определить структуру коммунальных служб и их полномочия. М.М. Фрейденберг был зачислен докторантом в сектор истории зарубежных стран периода феодализма и капитализма Института славяноведения АН СССР. В 1971 г. после неоднократного обсуждения докторская диссертация «Далматинский город и его сельская округа в XIII–XIV вв. (По материалам из Северной и Центральной Далмации)» была им успешна защищена.

С 1966 г. М.М. Фрейденберг преподавал на кафедре всеобщей истории Калининского педагогического института (с 1972 г. — госуниверситет), заняв вакантную должность после отъезда в Москву медиевиста А.Я. Гуревича. Именно в Калининском университете М.М. Фрейденберг приобрел профессиональное признание, получив профессуру и создав в 1978 г. кафедру истории древнего мира и средних веков. Блестящий оратор и талантливый педагог, он читал общие курсы по истории средних веков, истории южных и западных славян, подготовил несколько специальных курсов по проблемам балканской истории. Осознавая необходимость работы студентов на семинарских занятиях с документами, он убедил коллег-славистов из нескольких университетов СССР издать «Хрестоматию по истории южных и западных славян». Под его научным руководством в 1987 г. в Минске вышел первый том хрестоматии.

На заседания кафедры, на коллоквиумы и семинары приглашались ведущие медиевисты и слависты страны: Ю.Л. Бессмертный, О.И. Варьяш, Л.А. Котельникова, Л.Т. Мильская, М.С. Мейер, Д.И. Полывянный, М.Г. Рабинович, В.Л. Янин. Для студентов лекции читали А.Д. Люблинская, Л.М. Баткин, Ю.В. Иванова, С.П. Карпов, А.А. Сванидзе, Я.Д. Серовайский, Л.В. Горина, В.Е. Майер, В.А. Якубский. Все они были гостями его небольшой, заполненной книгами квартиры.

М.М. Фрейденберг активно сотрудничал с Институтом славяноведения и балканистики РАН СССР, был соавтором нескольких коллективных изданий института, участником съездов историков-славистов, конференций и семинаров. В журналах часто появлялись его рецензии и обзоры о вышедших в Болгарии, Югославии, Германии, Чехословакии книгах. Он был знаком с ведущими европейскими славистами, со многими вел дружескую научную переписку, аккуратно хранил письма зарубежных коллег и, систематизировав их, передал в архив на хранение. Его личный фонд в ГАТО аккуратно описан О.Г. Леонтьевой.

Научные интересы профессора М.М. Фрейденберга были необычайно широкими: социально-экономические проблемы средневековых городов, особенно г. Дубровника (Хорватия); культура средневековья; история еврейского народа на Балканах; история российского славяноведения; вопросы методики преподавания истории; творческое наследие тверских краеведов. М.М. Фрейденберг написал и издал более 300 научных работ, был редактором нескольких сборников по средневековой балканской истории, он — автор книг «Деревня и городская жизнь в Далмации» (Калинин, 1972), «Из истории отечественной славистики: П.А. Ровинский» (Калинин, 1988), «Дубровник и Османская империя» (М., 1984; 2-е издание: М., 1989), «Из истории Тверской культуры: Анатолий Николаевич Вершинский (1888—1944)» (Калинин, 1990), «Евреи на Балканах на исходе средневековья» (М.; Иерусалим, 1996), «Очерки истории балканского еврейства. Я – историк» (Тель-Авив, 1998), «Десять лет эмиграции в Израиле» (Тель-Авив, 2002).

В 1989 г. М.М. Фрейденберг организовал научно-исследовательский отдел, назвав его «Сектор исторической славистики». Несмотря на значительные препятствия, чинимые нынешней администрацией факультета, сектор «Историческая славистика» продолжает работать и ведет научное общение с ведущими европейскими славистами. Целью создания и деятельности сектора является системное изучение проблем истории и культуры славянских народов на основе историографических традиций и современной научной школы тверской славистики, актуализация накапливаемого научного знания в интересах сотрудничества Тверской области со славянскими странами. За 20 лет работы накоплен большой материал, собрана библиотека научных изданий из ряда славянских стран, выпущены монографии и сборники научных трудов, проведены научные заседания, а главное ежегодно в университете проходит праздник «Дни славянской письменности и культуры», впервые организованный по инициативе профессоров Розы Дмитриевны Кузнецовой и Марэна Михайловича Фрейденберга.

Будучи университетским профессором, М.М. Фрейденберг выучил и воспитал многих школьных учителей, преподающих в школах Тверской области, важное значение имели его лекции в Институте усовершенствования учителей. Под его руководством защитили кандидатские диссертации по специальности «Всеобщая история» И.Г. Воробьёва, А.В. Чернышов, Н.А. Лучинина, О.Н. Хохлова, Ю.В. Пахомов. Сам Марэн Михайлович любил учиться, обычно его утро начиналось с чтения учебной книги на итальянском языке, он регулярно занимался с преподавателями факультета иностранных языков английским и немецким языками. Ему удавалось приглашать для обучения аспирантов специалистов по хорватскому и итальянскому языкам.

Студенты восхищались его артистизмом на лекциях и боялись как строгого экзаменатора. Повезло тем студентам, кто слушал его спецкурс по истории европейского искусства с показом венецианских слайдов, был с ним на экскурсиях в Коломенском, музее Андрея Рублёва, в залах Музея изобразительных искусств.

Он обладал завидной трудоспособностью, обожал путешествовать, ездить на велосипеде, кататься на лыжах, грести на лодке по Волге, собирать грибы, а особенно — малину на Селигере.

Марэн Михайлович постоянно был в центре общественной жизни города. Как лектор общества «Знание» он читал интереснейшие лекции по истории христианства, был знаком с деятелями РПЦ, власти его даже подозревали в религиозной пропаганде. Он, несомненно, был верующим человеком, но, как говорят, невоцерковлённым. Историю иудаизма изучал, уже будучи в Тель-Авиве. М.М. Фрейденберг был в числе учредителей общества «Мемориал», разыскивал места захоронения расстрелянных в 1940 г. пленных польских офицеров у с. Медное под Тверью. Его деятельность в «Мемориале» отмечена в 2005 г. высокой наградой Республики Польша — орденом Белого Орла.

В апреле 1991 г. вместе с семьей сына Марэн Михайлович был вынужден уехать в Израиль. Отъезд был связан и с обидой на коллег, незаслуженно изгнавших профессора с кафедры, которую он создал.

В Тель-Авиве историк продолжал общение с родиной: передал на хранение в Государственный архив Тверской области свой личный архив, часть библиотеки для студентов университета, регулярно пересылал иностранные издания по славянской истории, на страницах израильских газет публиковал статьи по русской истории и о событиях на Балканах. Я получила за те годы несколько десятков писем, бандеролей с книгами и оттисками.

В 1999 г. в Тель-Авиве Марэн Михайлович опубликовал мемуары «Я – историк», завершив их строчками С.Я. Маршака:

«Как часто жизнь бывает к нам сурова.

Иному век случается прожить,

А он не может значащее слово

Из пережитых горестей сложить».

Доктор исторических наук, профессор И.Г. Воробьева

Литература

Источник: Сайт исторического факультета ТвГУ http://history.tversu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=89:fredenberg&catid=39:kvihistory&Itemid=76